Живопись – любовь на всю жизнь
«Моя основная задача при работе над картиной – передать своё состояние грусти или восторга, задумчивости или философских размышлений, на которые я не мог найти ответа в повседневной жизни»
В.Ф. Черепахин
Виктор Федорович Черепахин – профессиональный художник, член Союза художников России (1982) оставил яркий след в искусстве нашего города и страны.
Виктор Федорович относится к тому поколению российских художников, которое выросло и сформировалось в послевоенное время. Он стал профессиональным художником вопреки жизненным обстоятельствам. Дорога в искусство была для него тяжелым испытанием, которые он выдержал и, поднявшись на вершину творчества, был счастлив.
Родился 30 декабря 1939 года в Таганроге. В войну, во время бомбежки при эвакуации, потерял родителей, голодал и беспризорничал. Воспитывался в детском доме, где ему дали фамилию Черепахин.
Спустя много лет, уже в зрелом возрасте Виктор Федорович с особой теплотой отзывался о воспитателях детского дома «…они поддерживали любые творческие начинания своих воспитанников». Он начал рисовать во втором классе. Копировал пейзажи и портреты из школьных учебников, другой возможности учиться у него не было. Продолжал рисовать в авиационном техникуме и в армии в Забайкалье. По счастливой случайности среди его друзей-однополчан были люди, профессионально владеющие художественными навыками, благодаря которым Виктор Федорович научился писать с натуры маслом.
В 1961 году осуществилась его заветная мечта: он поступил в Краснодарский педагогический институт на художественно-графический факультет. «Учился я с жадностью, упорно, радостно» — так вспоминал свои студенческие годы Виктор Черепахин. Чтобы заработать на жизнь приходилось разгружать вагоны, но желание стать художником было сильнее всего.
После окончания института Виктор Федорович отправился в Читинскую область. Работал школьным учителем рисования и черчения, затем в Читинском отделении Художественного фонда РСФСР. Участвовал в областных и республиканских художественных выставках, занимался оформлением дворцов культуры, школ и музеев. Одним из самых значимых музейных проектов стал проект построения экспозиции к 150-летию восстания декабристов. Десять лет спустя ему пригодился этот опыт.
В 1984 году по рекомендации врачей он переехал в Геленджик. Близилось празднование 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. Геленджикский музей готовил экспозицию на «Батарее капитана Зубкова» и Виктор Федорович принял участие в этой работе. Он изучил большое количество исторического материала. Состоялось знакомство Виктора Федоровича с Андреем Эммануиловичем Зубковым. В результате пятнадцать картин и эскизов, написанных на мысе Пенай, пополнили музейную коллекцию по искусству.
Доты в районе мыса Пенай. Картон, масло. 1985.
Общее количество произведений живописи В.Ф. Черепахина в нашем музее составляет тридцать шесть работ. Часть из них была подарена музею художником.
Автопортрет. Картон, масло. 1996.
Творческое наследие Виктора Федоровича многообразно: этюды, натюрморты, рисунки, пейзажные картины. Особое место в коллекции занимает автопортрет художника, написанный им в 1996 году. Он запечатлел свое отражение в треснувшем зеркале на фоне собственной картины. Работа потрясает пронзительной искренностью. Кажется, что художник обнажил перед нами душу, отобразил всю свою жизнь без прикрас.
Вид на бухту из дендропарка. Холст, масло. 2001.
Главное место в его творчестве занимает пейзаж, основанный на реальных впечатлениях природы. Он любил писать с натуры, поэтому улавливал близкие его сердцу мгновения, наиболее полно выражающие его чувства. Забайкалье и Западная Украина, Центральная Россия и Греция на его полотнах выглядят также убедительно, как и природа Геленджика, которая стала для него родной и любимой.
Музей неоднократно устраивал его персональные выставки, и каждый раз это был большой успех. На одной из них посетителями была оставлена запись в книге отзывов: «Живопись В.Ф. Черепахина – летопись Геленджика».
Время неумолимо…Его картины остаются с нами, рассматривая их, мы невольно испытываем то радость, то грусть, то тревогу, то нежную и безграничную любовь к природе, которую вложил в свои работы художник.
В.Н.ЖУКОВА,
старший научный сотрудник отдела фондов