«Ваш труд не забуду никогда!»
НАУЧНЫЕ СОТРУДНИКИ ИНСТИТУТА ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ.
В ЦЕНТРЕ ПРОФЕССОР В. П. ФИЛАТОВ,
2 РЯД 2-я СПРАВА А. Г. ХОРОШИНА В 1941-1944 гг. —
ХИРУРГ-ОКУЛИСТ 43-го ГОСПИТАЛЯ. ОДЕССА, 1939 г.
В преддверии празднования Дня Победы хочу рассказать о замечательном враче — офтальмологе, единственном специалисте 43-го военно-морского госпиталя Анне Григорьевне Хорошиной.
Анна Григорьевна родилась в 1895 году в Белорусской ССР, закончила Киевский медицинский институт по специальности офтальмология. Ее учителем был ученый с мировым именем Владимир Петрович Филатов, основатель научной школы офтальмологов, академик АМН СССР.
После окончания института Анна Григорьевна стала научным сотрудником института экспериментальной офтальмологии (ныне Институт глазных болезней и тканевой терапии им. акад. В. П. Филатова НАМН Украины).
В июне 1941 года она была призвана в ВМФ капитаном медслужбы. Лечила раненых в госпиталях на передовой линии: сначала в военно-морском госпитале № 44 г. Одессы, затем в военно-морском госпитале № 43 Новороссийской военно-морской базы, базировавшемся сначала в Новороссийске, позже, до конца войны, в Геленджике.
За свой мирный труд Анна Григорьевна была удостоена боевых наград: ордена «За боевые заслуги», медалей «За оборону Одессы», «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией».
В наградном листе к ордену «За боевые заслуги» начальник военно-морского госпиталя № 43 подполковник М. С. Либерман писал: «Капитан м/с Хорошина, врач-глазник, единственный высококвалифицированный специалист в Новороссийской военно-морской базе. Многим бойцам и офицерам вернула утраченное ими в результате ранений зрение. Весь период боев за Новороссийск привлекалась к хирургической работе по оказанию помощи раненым. Сотни человек обязаны ей, ее опыту, материнской заботе о них».
Действительно, Анна Григорьевна была прекрасным специалистом и очень сноровистой в работе. Как вспоминали о ней ее коллеги, она могла одновременно легко и быстро обслуживать 5 хирургических столов и, несмотря на усталость, улыбка никогда не сходила у нее с лица.
Анна Григорьевна исключительно чутко, сердечно и внимательно относилась к раненым. Бойцы после выздоровления писали ей трогательные, полные любви, благодарности письма. В часы досуга она отвечала им, вела активную переписку и бойцы были благодарны ей не только за спасенное зрение, но и теплые слова, поддержку их в трудные минуты.
Приведу несколько отрывков из писем Анне Григорьевне (письма хранятся в фондах Геленджикского историко-краеведческого музея):
«Здравствуйте Анна Григорьевна! Очень благодарен Вам за оказанную мне помощь и выражаю искреннюю благодарность в этом письме. .. Вы мне вовремя оказали медпомощь и все кончилось благополучно, сердечно благодарен Вам. Начну летать — первый сбитый мессершмитт будет посвящен Вам. Младший лейтенант Иван Манцызов. 30.06.1943 г.»
Иван Манцызов, летчик 267 истребительного авиационного полка, выполнил обещание, данное Хорошиной. Осенью 1943 г.: он сбил еще один немецкий самолет. За этот подвиг Манцызов в ноябре 1943 г. получил свой первый орден «Красного Знамени».
«Здравствуйте, Анна Григорьевна!
К месту назначения прибыл благополучно. Выражаю Вам лично глубокую благодарность за Ваши труды и очень рад, что здоровье правого глаза в полном удовлетворении, имеется незначительная краснота правого глаза — лечение продолжаю.
… Ваш труд и всех ваших работников не забуду никогда.
До свидания, ваш больной Н.М. Илов. 15.09.1943 г.»
«Многоуважаемый доктор Хорошина!
Выписываясь из госпиталя, выражаю вам свою чистосердечную благодарность за исключительно хорошее и добросовестное лечение моего ранения и контузии глаза — вы возвратили мне зрение. Желаю вам еще большего успеха в дальнейшей вашей работе и в повседневной жизни. 28.05.1942 г., Личинкин»
«Анна Григорьевна!
Разрешите от чистого сердца передать Вам большое спасибо за Ваш большой труд по спасению моего зрения. Сейчас я полностью убежден, что только благодаря Вашей грамотной, тонкой и кропотливой работе я не лишился самого дорогого в моей жизни — зрения.
О дальнейшем ходе лечения напишу после. Находился в Сочи, в санатории Наркомзема. Привет от Клюшкина Алексея. Его зрение уже равно 0,5 — 0,6.
Желаю долгих лет жизни и работы по спасению человеческих жизней. С глубоким уважением, А. Соловьев. Гор. Сочи, 01.11.1943 г.»
«Здравствуйте, дорогая Анна Григорьевна! Шлю я вам свой чистосердечный привет. Теперь я вам сообщаю, что я жив и здоров. Доктор, я получил ваше письмо за 04.08.1943 г., за которое я вас очень и очень благодарю, за вашу заботу и за ваше материнское сердце. Поздравляю с вашей наградой «За оборону Одессы» …
Теперь, когда мой глаз здоров, буду бить фашистов без промаха. Доктор, я вас никогда не забуду, что вы спасли мне глаза и теперь я вижу все. Буду помнить, когда я пойду в бой.
Я вам буду писать почаще письма и вы пишите почаще письма. Я, доктор, получаю только от вас письма, больше мне никто не пишет. И как я получил от вас письмо, то сердце радостно забилось. Но ничего, живы будем — увидимся, когда разобьем наших врагов.
Пишите больше писем. С ответом не задерживайте, от Анисимова М. М. 17.08.1943 г.»
После войны Анна Григорьевна вновь вернулась к своей работе в должности старшего научного сотрудника в Институт глазных болезней, где проработала до выхода на пенсию. Имела 23 научных работы по офтальмологии, в 1952 г. защитила докторскую диссертацию.
В 1978 г. Геленджикский музей организовал встречу с ветеранами-медиками, на которую приехала и Анна Григорьевна. Она по-прежнему была сердечна, позитивна.
Анна Григорьевна сделала музею ценный подарок: передала письма бойцов, которые она получила в период своей работы в Геленджике.
Соловьева С.В., научный сотрудник отдела истории МБУК «Геленджикский историко-краеведческий музей» |