Время работы: музей работает с 9.00-19.00 четверг до 21.00

Служба линейных сторожей и дома дорожного мастера Новороссийско-Сухумского («голодного») шоссе. - Gelendzhik Museum

  • Home
  • Latest Blog
  • Служба линейных сторожей и дома дорожного мастера Новороссийско-Сухумского («голодного») шоссе.
17 Сен

Царева А.А.,

специалист

по охране памятников

Служба линейных сторожей и дома дорожного мастера

Новороссийско-Сухумского («голодного») шоссе.

От начала строительства до наших дней

В августе 1894 г. Черноморское берегового шоссе было передано от Управления общественных работ в ведение Министерства путей сообщения. Последним в городе Новороссийске было учреждено управление по постройке Новороссийско-Сухумского шоссе. Вся трасса была разделена на три участка, на каждом из которых были назначены начальник и техник. Территория нынешнего города-курорта Геленджик входила в зону 1-го участка (от г. Новороссийска до с. Джубга).

Перечень предстоящих работ, помимо строительства шоссе, включал в себя в том числе и постройку сторожевых домов вдоль трассы и организацию службы дорожных мастеров.

По мере постройки шоссе и возрастания прохождения по нему потока транспортных средств очевидной становилась необходимость обеспечения сохранности основных объектов инфраструктуры, поддержания в исправном состоянии проезжей части. Щебёночное покрытие дороги довольно быстро изнашивалось, а периодически случавшиеся негативные погодные явления приводили к подвижкам грунта, повреждению и замусориванию полотна и водоотводных сооружений. Кроме того, имели место случаи хищения казённого имущества.

Это послужило основанием для учреждения на Новороссийско-Сухумском шоссе штатных линейных сторожей. Первое упоминание о таковых отмечено в обращении Новороссийской городской управы к начальнику работ с просьбой оплатить лечение линейного сторожа Дворецкого Матвея в местной больнице в период 13.10-14.11.1904 г. Линейные сторожа являлись вольнонаёмными служащими. Они подчинялись инженеру и технику соответствующего участка шоссе, отвечали за состояние закреплённого за каждым из них отрезка пути, хранение выданных им инструментов и оборудования.

Учитывая достаточно высокую степень ответственности, возлагаемую на сторожей, к подбору кандидатов на эту должность стали предъявлять и соответствующие требования. Так, 23.05.1906 г. начальником работ по устройству Новороссийско-Сухумского шоссе в адрес начальников и техников участков было направлено распоряжение: «При рассмотрении ведомостей на жалование вольнонаёмным служащим мною обнаружено, что большинство линейных сторожей оказались безграмотными, что весьма нежелательно. В дальнейшем при приёме на службу сторожей отдавать предпочтение грамотным».

Сторожа обеспечивались рабочей одеждой: плащами, кожаными дождевиками, форменными фуражками и т.п. Для несения ими службы и хранения вверенного имущества по линии шоссе были построены сторожевые дома.

История последних восходит к так называемым «заставным» домам, строившимся сначала на дороге Санкт-Петербург — Москва (а позднее и на других) для взимания введённого в 1834 г. шоссейного сбора. Типовой проект такого дома был утверждён в 1842 г. Императором Николаем I. Согласно плану, такой дом должен был быть одноэтажным, каменным, с железной крышей, разделенным сквозными коридорами на две половины. С начала 90-х годов XIX в. шоссейные заставные дома стали упразднять, преобразовывая их в помещения для дорожных сторожей.

Сохранившийся дом дорожного мастера

Вдоль линии Новороссийско-Сухумского шоссе сторожевые дома возводились с интервалом приблизительно в 10 вёрст.

Составленное в 1910 г. описание Новороссийско-Сухумского шоссе содержало такие данные: «Для помещения линейных служащих и лиц технического надзора шоссе построены вдоль линии каменные двойные сторожевые дома и казармы. Помещения для сторожа состоят из одной чистой комнаты, второй комнаты-кухни и кладовой, при казармах имеются помещение для десятника или техника и две комнаты для инспекции». Определённой последовательности в возведении домов не прослеживалось. Так, в ведомости о выполненных работах в 1905 г., подписанной начальником 1-го участка шоссе инженером Пекарским В.Ф., сообщалось: «Построен двойной сторожевой дом на 82-й версте и начата постройка сторожевого дома на 58 версте».

Эмблема Департамента шоссейных и водяных сообщений

на дорожных домах

«Визитной карточкой» таких домов являлась рельефное изображение на его фасаде эмблемы Департамента шоссейных и водяных сообщений в виде скрещённых топора и якоря. Изображение скрещённых топора и якоря на эмблеме путей сообщения появилось из-за специфики деятельности Главного управления путей сообщения, которое в 1809 году получило такую эмблему. Якорь на эмблеме символизировал, что управление координировало работу всех речных и морских судоходных путей, топор же обозначал, что управление отвечало за мосты, поэтому изображение топора символизировало инженерную мысль.

Таким образом, эмблема в виде топора и якоря олицетворяла собой сочетание дорог и водных путей сообщения.

Согласно описям, в сторожевых домах содержался типовой набор имущества, включавший мебель, посуду, постельные принадлежности, спецодежду, фонари ручные, флаги национальные, инструменты и оборудование. К числу последних относились: металлические и деревянные лопаты, грабли, вилы, косы, пилы и топоры, молоты щебёночные и молотки, кирки и ломы, коловороты, тачки, лестницы, скребки и щётки, ёмкости для воды, строительные материалы. В некоторых домах хранились измерительные приборы и запасные части для дорожно-ремонтной техники.

Линейные сторожа в ряде документов именовались «дорожными мастерами». Вероятно, в их функции помимо охраны объектов входило осуществление контроля за своевременной поставкой ремонтного щебня, качеством проведения ремонтно-восстановительных и других работ.

Сторожа относились к категории служащих Министерства путей сообщения (МПС) с невысоким уровнем дохода. Некоторые сторожа проживали в ближайших селениях и имели собственное хозяйство.

Несмотря на произошедшие за все последующие годы массовую застройку, ремонт и расширение дорожного полотна, значительная часть домов дорожного мастера сохранилась до наших дней в той или иной степени сохранности:

— в районе села Марьина Роща – дом жилой, перестроен, утрачен первоначальный вид, утрачена эмблема на фасаде;

— в районе объекта культурного наследия «Мемориальный знак в честь героического похода в августе 1918 года Таманской Красной Армии от Новороссийска до Туапсе», село Михайловский Перевал, вдоль федеральной трассы М-27 – дом жилой, перестроен, исторический облик утрачен, эмблема утрачена;

— на въезде в село Пшада (со стороны Геленджика) – дом жилой, сохранены архитектурные элементы, эмблема на фасаде;

— в начале Пшадского перевала (со стороны Геленджика) – дом сохранил первоначальный вид, архитектурные элементы, эмблему на фасаде;

— на выезде из села Тешебс (со стороны Геленджика) – дом жилой, состояние удовлетворительное, внешний облик изменен, сохранена эмблема на фасаде здания.

Сохранившийся дом дорожного мастера

Проезжая по Сухумскому шоссе в районе Большого Геленджика, жители и гости города иногда замечают эти небольшие крепкие домики и сохранившиеся на фасаде некоторых из них загадочные эмблемы.

Скачать статью

Add Your Comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Logo

О музее

Краткая информация

Подробнее

Связаться с нами

  • Краснодарский край, Геленджик, ул. Островского, 1
  • +7(86141)32802
  • gelmusey@mail.ru
  • Музей работает с 9.00-19.00, четверг до 21.00
[bvi text="Версия для слабовидящих"]