Время работы: музей работает с 9.00-19.00

Керченско-Феодосийский десант 1941 года. Как это было - Gelendzhik Museum

  • Home
  • Latest Blog
  • Керченско-Феодосийский десант 1941 года. Как это было
27 Дек

Керченско-Феодосийский десант 1941 года. Как это было

Памятник воинам героического

Керченско-Феодосийского десанта

Когда 26 сентября 1941 года части 11-й армии вермахта прорвались через укрепления Перекопского перешейка на Крымский полуостров, а остатки 51-й армии к 16 ноября были эвакуированы на Кубань, единственным очагом сопротивления в Крыму оставался Севастопольский оборонительный район. Попытка вермахта взять Севастополь с ходу в течение 30 октября — 21 ноября 1941 не удалась. Для продолжения осады Севастополя командующей 11-й армией Э. фон Манштейн стянул к городу большую часть наличных сил, оставив для прикрытия района Керчи лишь одну пехотную дивизию. Поскольку действие господствующей немецкой авиации затруднялось нелётной погодой и коротким световым днём, советское командование решило использовать это обстоятельство для нанесения ответного удара силами Закавказского фронта и Черноморского флота с целью деблокировать осаждённый Севастополь, разгромить войска 11-й армии и создать условия для полного освобождения Крыма.

7 декабря Ставка Верховного Главнокомандования поставила перед командованием Закавказского фронта (командующий – Д.Т. Козлов, начальник штаба – Ф.И. Толбухин) задачу в двухнедельный срок подготовить и провести десантную операцию для овладения Керченским полуостровом. План операции, составленный Толбухиным и существенно откорректированный командующим Черноморским флотом Ф.С. Октябрьским, состоял в том, чтобы высадкой 51-й и 44-й армий в район Керчи и непосредственно в Феодосийский порт с последующим наступлением на север окружить и уничтожить керченскую группировку противника и, в дальнейшем, деблокировать Севастополь и полностью освободить Крым.

Готовящаяся в глубокой секретности операция намечалась на 21 декабря. Но из-за отвлечения сил для отражения второго штурма Севастополя, начатого немцами 17 декабря была отложена.

20 декабря на помощь Севастополю из Новороссийска вышли крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым», лидер «Харьков», эсминцы «Незаможник» и «Бодрый» с 4 тысячами бойцов на борту. Следом вышли два транспорта и тральщики с боеприпасами и продовольствием. Все эти ресурсы изначально предназначались для десантной операции.

Но оставшиеся на территории Краснодарского края войска и тыловые службы продолжили подготовку к десантной операции концентрируя с соблюдением секретности силы и средства.

Проведение крупной десантной операции силами трёх родов войск с беспримерным десантированием в порт, занятый противником, было сопряжено с большими трудностями. Зима 1941 — 1942 годов выдалась лютой. В портах Таманского полуострова не имелось подъёмных кранов, а полевые аэродромы не могли в зимнее время принимать борта из глубинных районов. Напряженно шла подготовка плавсредств для десанта. Боевые возможности сторожевых и торпедных катеров в зимних условиях были ограничены. У морского флота отсутствовали десантные суда для транспортировки танков, орудий и другой тяжелой техники. Поэтому вынуждено были мобилизованы все плавсредства у населения Тамани – 300 судов. Азово-Черноморская рыбацкая флотилия предоставила для нужд десанта 54 самоходных судна, 12 плашкоутов (несамоходных судов для перевозки грузов на верхней палубе), две баржи и 210 байд.

Перед высадкой, для разведывательного обеспечения десантной операции в середине декабря 1941 года в Феодосию была заброшена разведгруппа Черноморского флота, состоявшая из старшины 2-й статьи В. Серебрякова и краснофлотца Н. Степанова, жителя Феодосии. Ночью они проникли к родителям Степанова, днём в гражданской одежде приступили к выполнению задания. Было собрано большое количество информации по береговой охране порта, его противовоздушной и противодесантной обороне, которую передали в штаб операции той же ночью. За несколько дней до начала операции в Феодосию была высажена с моря еще одна разведгруппа, захватившая в плен «языка», который в отделе разведки флота дал ценные сведения.

Высадка сил десанта планировалась из районов Кучугур и Темрюка силами Азовской флотилии и из Анапы и Новороссийска силами Черноморского флота. Учитывая сложную навигационную обстановку в Керченском проливе перед началом операции в самом сложном в навигационном отношении месте – мелководной Тузлинской промоине – черноморские гидрографы поставили для ориентира два катера, выставляли буи и вехи.

Для выполнения десантной операции Закавказский фронт (с 30 декабря переименован в Кавказский) выделил восемь стрелковых дивизий, две стрелковые бригады, два горнострелковых полка и другие части, 198 орудий, 256 миномётов, 43 танка. Поддерживать и прикрывать десант должны были около 500 самолётов фронтовой авиации и 161 самолёт Черноморского флота, свыше 250 кораблей и судов. Всего в операции участвовало 82500 человек. Советские войска десанта превосходили германо-румынские части в районе высадки по пехоте в 1,7 раза, по орудиям и миномётам в 1,5 раза, имели равенство в самолётах и уступали в танках в 2,7 раза. Сосредоточив основные силы под Севастополем германское командование имело в восточной части Крыма группировку численностью не более 25 тысяч человек.

Огромную работу по погрузке десанта выполнил Новороссийский порт. Десять крупнотоннажных транспортов были одновременно загружены вооружением и боеприпасами за три часа. В целях маскировки погрузка производилась в тёмное время, а трюмы подсвечивались лампами синего цвета, помещёнными в картонные колпаки. Вместе с десантом отправлялись лучшие бригады грузчиков, обеспечивших разгрузку транспортов под огнём противника в самые короткие сроки.

Операция началась вечером 25 декабря. Удар в районе Керчи наносила 51-я армия генерал-лейтенанта В.Н. Львова. Закончив подготовку части десанта при поддержке судов Азово-Черноморской флотилии вышли в море. Но в ночь на 25 декабря в Керченском проливе начался сильный шторм. 65 миль – почти 120 километров должны были преодолеть суда в бушующем море. «Рвались буксирные тросы. Мелкие суда заливало водой. Льдинами проламывало борта. Моряки и десантники бушлатами и ватниками затыкали пробоины, котелками и касками вычерпывали воду» вспоминал начальник штаба Азовской военной флотилии А.В. Свердлов.

Штормом разметало суда, сорвало часть ограждений на Тузлинской промоине. Казалось десант обречён на неудачу, но героическими усилиями советских воинов, как теперь представляется, за гранью человеческих возможностей был достигнут успех операции.

Под градом пуль, разрывами снарядов и мин десантники прыгали в ледяную воду, достигали берега, где их форма превращалась в ледяную корку. Из каждой сотни десантников в этот день погибло в среднем 57 человек. На рассвете 26 декабря, невзирая на шторм были высажены десанты на северных и восточных берегах Керченского полуострова. Высадку войск провели одновременно в нескольких пунктах, чтобы лишить противника возможности маневрировать резервами и сковать его на всех важнейших направлениях. Преодолев сопротивление врага, десанты закрепились на берегу и в течение 27 — 28 декабря отбивали многочисленные атаки противника, стремившегося сбросить их в море.

Из-за штормовой погоды дальнейшая высадка войск приостановилась до 28 декабря. Всё это время 3 тысячи успевших высадится десантников при шести танках и 18-ти орудиях сдерживали упорные контратаки.

В ночь с 28 на 29 декабря были высажены новые десанты на побережье в районе Керчи. Однако перелом не наступал, немцы упорно защищались и контратаковали прижатых к берегу десантников. Но тут сказался удар второго десанта в районе Феодосии. Его наносила снятая с иранской границы 44-я армия генерал-майора А.Н. Первушина при поддержке судов Черноморского флота. В районе Феодосии ночью 29 декабря группа кораблей Черноморского флота, подойдя к берегу, обстреляла город, а отряд катеров высадил морскую пехоту, которая захватила причалы в порту. Высадившаяся с катера на «Широкий мол» Феодосийского порта разведгруппа Черноморского флота в составе 22 человек под командованием старшего лейтенанта П. Егорова заняла в городе здание полевой жандармерии и захватили документы, имевшие большое значение для разведки флота и структур государственной безопасности. Среди них была захвачена «зеленая папка» крымского гауляйтера Альфреда Фрауенфельда. Эти важные документы впоследствии использовались в ходе Нюрнбергского процесса.

К вечеру 29 декабря советские войска полностью заняли Феодосию. Немецко-румынские части под угрозой окружения начали поспешно отходить на запад и 30 декабря десантники заняли г. Керчь. К сожалению войска 51-й армии с опозданием начали преследование отходящего противника. Командование 11-й армии спешно перебрасывало резервы к месту прорыва десантов. Завязались тяжелые встречные бои. 30 декабря германская авиация весь день наносила удары по кораблям в порту Феодосии куда не успели переправить средства ПВО. Только в течении этого дня крейсер «Красный Кавказ» был атакован вражеской авиацией 14 раз, а крейсер «Красный Крым» 11 раз. Выдержав контратаку врага 30 и 31 декабря в порту был высажен второй эшелон десанта, после чего наши войска перешли в общее наступление из района Керчи и Феодосии. Также был выброшен тактический воздушный десант. С Краснодарского аэродрома была проведено ночное десантирование парашютного батальона в район Арбатской стрелки с задачей предотвратить отход Керченской группировки противника.

Развивая успех, советские войска к исходу 2 января 1943 года достигли южного берега Сивашского залива (в 15 км западнее Ак-Моная) и Коктебеля (в 15 км западнее Феодосии) и здесь были вынуждены остановиться.

В результате высадки десанта положение немецких войск в Крыму стало угрожающим. Но развить дальнейшее наступление в глубь полуострова не удалось.

Противник, оправившись от неожиданности, оказал десанту упорное сопротивление и фронт стабилизировался.

Успех высадки десанта достался дорогой ценой. Многие корабли получили тяжёлые повреждения от артиллерийско-миномётного огня и имели потери в личном составе, часть была потоплена вражеским огнём или затонули в результате шторма. Так крейсер «Красный Кавказ» получил тяжёлые повреждения от огня противника и с трудом достиг Новороссийска. В Феодосийском порту были потоплены транспорты «Ташкент» и «Красногвардеец», охотники СКА 068, 095, 056. Повреждены все остальные корабли отряда – эсминцы «Шаумян», «Незаможник», базовый тральщик «Щит», охотники СКА 013, 052, 061, 0131, а также транспорты «Кубань» и «Г. Димитров». Высадка десантов на Азовском море также прошла с большими потерями. От огня противника погибли транспорты «Пенай», «Ейск», буксир «Фанагория», землеснаряд «Ворошилов», баржи «Хопёр», «Ока», «Таганрог» и другие корабли и катера. Наиболее существенными потери в кораблях и в людях на море были от действий немецкой авиации. Советские ВВС, несмотря на некоторое численное превосходство, не справились с задачей надёжного прикрытия переправлявшихся в Крым войск. Общие потери советских войск в операции составили: безвозвратные свыше 32,4 тыс. человек, санитарныеоколо 9,5 тыс. человек.

Керченско-Фодосийская десантная операция стала первой десантной операцией Красной Армии в Великой Отечественной войне, проведённая силами трёх родов войск: сухопутных, военно-морских и военно-воздушных. И самой крупной десантной операцией по количеству сил и средств. А для Кубани это стало первым военным эпизодом Отечественной войны, в подготовке и осуществлении которого непосредственное участие принял наш край.

Российский Крым хранит память о беспримерном мужестве советских десантников, над горами Митридат в Керчи и Феодосии взметнулись обелиски. Вечная слава и вечная память героям Керченско-Феодосийского десанта. Не их вина, что не удалось достичь стратегической цели операции. Их упрекнуть не в чем.

Задорнов А.С.,

младший научный сотрудник отдела

«Батарея № 394 капитана А.Э. Зубкова»

Скачать статью

Add Your Comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Logo

О музее

Краткая информация

Подробнее

Связаться с нами

[bvi text="Версия для слабовидящих"]
Перейти к содержимому