Кривошеева Полина,
младший научный сотрудник
отдела истории
на примере благоустройства
общественного пространства в Геленджике
Мозаичное искусство берет своё начало еще в древности. Первые известные мозаики появляются в Шумерском царстве в четвертом тысячелетии до нашей эры. Мозаика также была распространена в Древней Греции и в Древнем Риме. На Руси этот вид искусства стал популярен благодаря христианству, пришедшему из Византии. Именно в Византийской империи мозаика пережила пик своего расцвета, а в Киевской Руси применялась для украшения православных храмов и церквей. С XII века мозаику постепенно стала вытеснять фреска, и со временем на Руси мозаичное искусство было забыто. Только в Елизаветинское время уже в Российской Империи возрождением мозаики занялся М.В. Ломоносов. В годы Первой мировой войны, революции, гражданской войны искусство мозаики вновь переживает упадок, в первую очередь из-за своей дороговизны. По этой же причине при уже установленной советской власти для украшения общественно-значимых зданий и агитации поначалу используется фреска. Со временем, по мере социально-экономического развития советского общества на смену фрескам вновь приходит более дорогая, но и более долговечная, яркая мозаика. Возвращается она в виде гербов СССР, Украинской ССР и РСФСР на Киевском вокзале в Москве (1925 г.) и в виде украшения интерьера мавзолея В.И. Ленина.
Мозаика теперь – неотъемлемая часть советского монументализма, она и сейчас украшает стены общественно-значимых зданий, концертных залов, вокзалов, вестибюлей метро и т.д. При этом несет в себе идею, смысл, социалистическую агитацию. В 1950-х годах развивается новое направление монументального искусства – советский модернизм, которое будет популярно в СССР вплоть до 1980-х годов. В мозаиках теперь, помимо традиционной смальты, используются галька, керамическая плитка, цветной бетон, кирпич. Часто применяется сочетание различных техник.
Для советского мозаичного искусства 1960-х годов характерно нарочитое подчеркивание швов, демонстративное использование дешевых материалов, в частности, битой керамической плитки, грубая пластика.
В 1970-е годы в СССР переживают расцвет научно-исследовательские институты. Монументалисты стали получать заказы на оформление фасадов и интерьеров промышленных предприятий, НИИ по всей стране. Также в этот период становится популярным оформление мозаикой жилых многоквартирных домов, пионерских лагерей, кафе, кинотеатров. Но в качестве решения оформления таких объектов применялись, как правило, плоские мозаичные панно. А 1970-е годы примечательны еще тем, что именно в это время мозаикой уже оформляют фонтаны, автобусные остановки, малые архитектурные формы, то есть она приобретает большую пластичность и рельефность. Именно в 70-е годы XX века монументальная мозаика выделяется в самостоятельный вид искусства. В сюжетах мозаики чаще отображается специализация учреждений, которые она украшает. В 1980-е годы в связи с экономической и политической обстановкой в стране темы монументальных работ становятся всё более отвлеченными, редко содержат в себе какую-либо идеологическую составляющую.
В Геленджике мозаичное искусство, как один из вариантов оформления общественного пространства, получает распространение в 1970-е – 1980-е годы. К сожалению, на сегодняшний день на территории муниципального образования сохранилось крайне мало образцов советской мозаики.
Мозаика в фойе Дворца культуры им. Л. Плешкова
Читать далее в разделе «Статьи»