История беспримерного подвига
В годы Великой Отечественной войны в Геленджике в короткие сроки были построены военные аэродромы. На наших аэродромах базировались истребительные, штурмовые, бомбардировочные, разведывательные авиационные части. С боевыми действиями наших летчиков связано немало героических страниц.
36-й минно-торпедный авиационный полк был сформирован в период с 4 марта по 15 апреля 1942 года и вошёл в состав ВВС Черноморского флота.
Первый боевой вылет полка состоялся в ночь на 28 июня, когда бомбардировщики ДБ-3ф 5-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка (МТАП) и 36-го МТАП бомбили ялтинский порт, где базировались итальянские торпедные катера.
В первых числах сентября 1943 г. в задачу полка входило нанесение бомбовых ударов на новороссийском направлении. Именно поэтому в сентябре часть полка была перебазирована на аэродром Геленджика.
28 сентября 1943 г. летчики 36-го МТАП совершили беспримерный в истории авиации Черноморского флота перелет из Геленджика в румынский порт Констанца.
Базирующаяся на Кавказе советская авиация в тот период действовала в основном только на морских коммуникациях и лишь эпизодически атаковала ближайшие крымские порты. На главную морскую базу противника – Констанцу – из-за ее большой удаленности не летала. Но когда воздушная разведка обнаружила в порту Констанцы скопление 5 транспортов водоизмещением от 1 000 до 6 000 т, 4 эсминцев, 2 миноносцев, 4 подлодок, 9 торпедных катеров, 5 буксиров и 13 барж, нарком ВМФ адмирал Н. Кузнецов отдал приказ о проведении операции.
Удар приказано было нанести днем низколетящими торпедоносцами. Выбор пал на 36-й МТАП Героя Советского Союза подполковника А.Ефремова. Полк располагал наиболее подходившими для этой задачи торпедоносцами «Бостон-Ш» и опытными летчиками. Для налета на Констанцу отобраны семь наиболее подготовленных экипажей. Возглавлял группу заместитель командира полка полковник Ш.Бидзинашвили. В ударную группу входили экипажи майора А.Фокина, капитана В.Левашова, ст. лейтенантов В.Рукавицына, А.Рыхлова и М.Дюкова. Еще один самолет лейтенанта Б.Маслова, в задачу которого входил контроль за результатами действий своей авиации.
Операция была задумана дерзкая. Только в одну сторону самолетам нужно было преодолеть около 800 км, а в общей сложности 1600 км без посадки, без дозаправки. Чтобы уменьшить расход горючего, вместо 2-х торпед летчики взяли по одной. Ставка делалась на внезапность.
28 сентября 1943 г. экипажи провожали митингом. В напутственном слове командир 2-й МТАД (минно-торпедной авиационной дивизии) полковник Н.Токарев сказал: «Помните, что в истории черноморской авиации подобного еще не было. Первыми это делаете вы, советские летчики. Ждем вас с победой!».
В 11.00 с аэродрома Геленджик поднялись семь торпедоносцев A-20G. В экипаж Шио Бидзиновича Бидзинашвили входили штурман полка гв.капитан Ш.Кордонский, стрелок-радист сержант А.Кузнецов. 2-й экипаж: командир маойр А.Фокин, штурман капитан Г.Писарев, стрелок-радист ст. лейтенант В.Андреев; 3-й экипаж: командир капитан В.Левашов, штурман лейтенант В.Ярыгин, стрелок-радист мл. сержант М.Еремеев; 4-й экипаж: командир ст. лейтенант В.Рукавицын, штурман мл. лейтенант П.Поярков, стрелок-радист старшина Г.Вертюков; 5-й экипаж: командир ст. лейтенант А.Рыхлов, штурман ст. лейтенант А. Клюшкин, стрелок-радист В.Степашко; 6-й экипаж: командир мл. лейтенант М.Дюков, штурман лейтенант И.Недужко, стрелок-радист сержант П.Миронов. Седьмой машиной командовал лейтенант Б.Маслов, а его штурманом был лейтенант Н.Жосан. В их задачу входила фотофиксация.
Однако трагический исход рейда предопределила неожиданная встреча на подлете к Констанце с немецкой летающей лодкой. Противник был оповещен о приближении советских самолетов и успел задействовать все имеющиеся силы для отражения налета. Выйдя к порту, «Бостоны» натолкнулись на сильный зенитный огонь береговых батарей и кораблей.
В этой ситуации Шио Бидзинашвили успел дать команду на разделение группы – сам в паре с Дюковым атаковал южный мол, отвлекая на себя основную часть огня береговых зениток и часть корабельных. Фокин и Рукавицын зашли со стороны открытого моря, по ним начали стрелять корабли из главных калибров. Тем не менее, этой паре удалось первой результативно сбросить торпеды. Паре Рыхлова и Левашова повезло уже меньше. Когда до мола оставалось около 100 м, машина Рыхлова получила повреждение, был тяжело ранен Клюшкин (был выбит глаз, перебита кисть руки, получено множество осколочных ранений в грудь). Истекая кровью, старший лейтенант сумел прорваться в порт и успешно торпедировал миноносец противника. Машина Левашова начала гореть. Был подбит и «Бостон» Дюкова. Летчики подбитых машин направили свои машины туда, где можно было нанести максимальный урон: экипаж Ш.Б. Бидзинашвили направил свой самолет в нефтецистерны в юго-западной части Констанцы, экипаж В.А. Левашова – в воинский эшелон в районе железнодорожной станции, самолет М.Г. Дюкова после сброса торпеды, которая взорвалась у мола, уничтожив катер и повредив шхуну, упал у зенитной батареи.
В боевом донесении штаба 36-го МТАП говорится, что экипажи Бидзинашвили и Фокина потопили по транспорту, а Рукавицына и Рыхлова по миноносцу.
Назад, в Геленджик, вернулись только 4 экипажа. Экипажи Бидзинашвили, Левашова и Дюкова навсегда остались в Констанце.
Командование полка при предоставлении к наградам отличившихся летчиков проявило осторожность – потери были слишком серьезными.
Спустя четыре месяца штурман А.С. Клюшкин был извещен в госпитале, что ему присвоено звание Героя Советского Союза. В мае 1944 г. Героями стали А. И. Фокин, В. П. Рукавицын и А.Д. Рыхлов. 47 лет спустя, 4 октября 1990 года, Указом Президента СССР «за мужество и отвагу, проявленные в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов» было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза гвардии капитану Ш. А. Кордонскому. Остальные вернувшиеся получили ордена.
Летчики 36-го МТАП
Слева направо: Александр Николаевич Успенский;
Герой Советского Союза Алексей Степанович Клюшкин;
Герой Советского Союза Александр Дмитриевич Рыхлов;
Владимир Ильич Степашко
Фотографию передал музею в 1971 г. Самсон Степанович Делокян, бывший радист 36-го минно-торпедного авиационного полка.
Соловьева Светлана Валерьевна,
старший научный сотрудник отдела истории