Из истории одного экспоната
Мальтийский крест
Сотрудники музея, проводя научную инвентаризацию предметов, всесторонне изучают их историю и легенду с целью атрибуции. Определяется время и место создания, авторская принадлежность, социальная и этническая среда бытования и многое другое. Неподдельный интерес вызвал редкий крест, который был сдан в музей в далеком 1950 году.
Как следует из легенды акта сдачи-приемки, предмет нашли учащиеся школы № 3 Волобуев Анатолий и Кургоянов Женя в огороде дома Ассеевых по ул. Карла Маркса, 27 (современная ул. Кирова).
Знак «Об окончании Павловского военного училища в Санкт-Петербурге»
(слева – из фонда музея)
Как выяснилось, это нагрудный знак «Об окончании Павловского военного училища в Санкт-Петербурге» для юнкеров ускоренного выпуска, с правами прапорщика. Сам же знак представляет собой золотой мальтийский крест, покрытый белой эмалью. Но находка оказалась с утраченной эмалью. На центр креста наложен золотой вензель императора Павла I под императорской короной. На обороте – штифт, для крепления знака к одежде. Определить функциональное значение нагрудного знака помогла консультация хранителя фонда драгоценных металлов сектора нумизматики Государственного Русского музея, старшего научного сотрудника Михаила Борисовича Асварища.
Павловское военное училище создано в 1863 г. по указу императора Александра II из специальных классов Павловского кадетского корпуса. Два года 300 юнкеров, разделенных на 4 роты, проходили обучение (с 1882 г. штат юнкеров был увеличен). За 50 лет существования училище подготовило 7730 офицеров, из них 52 стали кавалерами ордена Святого Георгия. Училище было расформировано 6 ноября 1917 г.
Почему же знак в форме Мальтийского креста? Ответ на этот вопрос становится понятным, если заглянуть в биографию императора Павла I.
Император Всероссийский Павел I (1754-1801 гг.) с юных лет увлекался рыцарскими идеями, идеалами чести и славы. В 1797 г. объявил себя защитником древнейшего духовного ордена.
В 1798 г., после занятия Мальты войсками французов, Павел I принял под верховный протекторат (покровительство) орден иоаннитов (Мальтийский орден). Он намеревался сделать Орден центром объединения лучших представителей русского и европейского дворянства для совместного противостояния республиканским идеям, желая возродить былые рыцарские доблести и добродетели. В декабре 1798 года Павла I избрали великим магистром Мальтийского ордена, а к его императорскому титулу добавили слова «… и Великий магистр ордена св. Иоанна Иерусалимского». Его приверженность Мальтийскому ордену нашла отражение и на российском гербе, который Павел I начал модифицировать, придя к власти. В 1799 г. был издан указ об изображении на гербе двуглавого орла с мальтийским крестом на груди. Крест разместился на груди орла под московским гербом («коренным гербом России»).
Российский герб, 1799 г.
Следует отметить, что Александр I, став императором в 1801 г., отменил мальтийский крест на государственном гербе.
Как же трактуется сам символ? Крест отражает единении четырех стихийных элементов (земля, воздух, вода и огонь); рассказывает о тайном смысле нематериального бытия, образованного временем, пространством, информацией и силой. Число 8 (количество вершин в кресте) в нумерологии означало универсальное количество направлений пространства в средние века.
Если представить, что в центре креста находится человек, то тогда другие части приобретают следующее значение:
верх – олицетворяет волю Всевышнего;
низ – мудрость;
лево и право – энергию любви, излучаемой человеком во Вселенную.
Подобная трактовка предполагает, что каждый должен придерживаться воли Бога. А мальтийский знак, таким образом, символизирует собой гармонию людей и окружающего мира.
В XII столетии орден госпитальеров (иоаннитов) заслуживает звание Вселенского и разделяется на 8 частей — в него входят 8 основных стран феодальной Европы.
Существует предположение, что восемь вершин мальтийского креста ассоциировались с восемью клятвами, даваемыми госпитальерами:
- Жизни в правде.
- Жизни с верой в душе.
- Покаянию в своих прегрешениях.
- Доказательству своего смирения.
- Уважительному отношению к правосудию.
- Проявлению милосердия.
- Проявлению искренности и чистосердечности.
- Отказу от жестокости.
Становится понятным поклонение Павла I с его рыцарскими идеями символу госпитальеров, и почему на знаке об окончании Павловского военного училища именно этот крест.
Валентина Сидоренко,
младший научный сотрудник отдела фондов.