Водоснабжение Геленджика в предвоенный 1940 год
Благоустройство территории всегда неразрывно связано с глобальными политическими, социальными процессами. Уровень благоустройства отдельно взятого города обычно отвечает на возникающие внезапно или планомерно потребности, может служить показателем развитости экономики, административного управления и в то же время, хорошо продуманная инфраструктура позволяет, например, эффективнее выстраивать экономические процессы, привлекать новые ресурсы. Исторически сложилось так, что одним из самых болезненных вопросов в благоустройстве Геленджика было и остается водоснабжение. Эта сфера будто не успевает за стремительным развитием города-курорта. Даже в мирное время отсутствие или недостаток воды создает для нас неудобства и может стать серьезной проблемой. В военное же время нехватка воды и неотлаженная ассенизация, а как следствие – невозможность осуществлять необходимые санитарно-гигиенические мероприятия, могут послужить началом настоящей катастрофы в тылу и на фронте.
К началу Великой Отечественной войны в СССР было 1760 санитарно-эпидемиологических станций, в которых работали 11 500 санитарных врачей, 2288 дезинфекционных и 2945 противомалярийных учреждений, сотни домов и пунктов санитарного просвещения. В противоэпидемическом управлении Главного военно-санитарного управления Красной Армии был создан гигиенический отдел. Важным элементом санитарно-гигиенической работы в период войны являлось улучшение водоснабжения войск. Медицинская служба контролировала качество воды, ее очистку и обеззараживание, обеспечивала личный состав индивидуальными средствами обеззараживания воды.
Прачечная в полевых условиях*
Банный день в годы Великой Отечественной войны*
Главный гигиенист Красной Армии Федор Григорьевич Кротков писал: «Отсутствие сколько-нибудь серьезных вспышек инфекций водного происхождения в войсках за все 4 года войны, свидетельствует о правильной организации водоснабжения и эффективности проводившихся на фронте санитарных мероприятий по снабжению войск водой».
Одним из основных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в годы минувшей войны являлась санитарно-эпидемиологическая разведка, которая преследовала следующие цели: изучение санитарно-эпидемического состояния районов расположения и боевых действий войск; выявление местных условий, влияющих на здоровье личного состава и боеспособность войск; своевременное получение достоверных сведений, необходимых для планирования санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Геленджикский район как раз являлся районом расположения войск Красной Армии. Здесь в годы войны квартировалось множество солдат, стояли госпитали и, конечно, очень щепетильно относились к вопросам поддержания должной санитарно-эпидемиологической обстановки: были организованы бани, прачечные, вывоз нечистот. Это требовало немалых усилий, особенно в условиях постоянных бомбардировок. А отсутствие развитой системы водоснабжения и канализации, конечно, отягощало обстоятельства. Очень важно понять – как именно Геленджику удалось справиться с поставленными войной задачами, не дать распространиться множеству инфекционных заболеваний и эпидемий – вечным спутникам войны.
Но для начала, следует рассмотреть в каком состоянии пребывала система водоснабжения в Геленджике в последний предвоенный 1940 год.
15 июня 1940 года на заседании исполнительного комитета геленджикского городского совета депутатов трудящихся при рассмотрении вопросов ЖКХ было заявлено, что «город ежегодно растет и потребности также больше».
28 сентября 1940 на заседании обсуждался вопрос «о работах по постройке водопровода согласно «Основных положений и схеме водоснабжения г. Геленджика», утвержденным Азово-Черноморским Краевым экспертным советом в 1935 году». Эти работы предусматривали осуществление водоснабжения города из источников Яниной и Мажаровой щелей. Реализация этого проекта уже определялось необходимым, т.к. «развитие сети и водопотребления опередило мощность включенных источников Мажаровой щели, вследствие чего в период минимального дебета источников потребность покрывается на 60 %. Санатории, дома отдыха, предприятия и население города в этот период вынуждены пользоваться недоброкачественной водой из внутренних источников и колодцев». В связи с этим и «на базе проведенных гидрогеологических изысканий» было решено провести проектирование присоединений источников Яниной щели к сети водопровода.
В начале октября 1940 г. был дан указ «обязать завотделом коммунального хозяйства и руководителей коммунальных предприятий закрепить имеющиеся резервы… в дальнейшем расширить до полного обслуживания трудящихся города, добиться ликвидации недостатков в рабочем комитете предприятий…добиться лучшего обслуживания города по очистке, привести в надлежащее санитарное состояние коммунальной бани парикмахерской».
А 28 октября 1940 г. уже было заявлено, что «Выполнение плана по благоустройству города проходит неудовлетворительно».
Таким образом, можно сделать вывод, что ситуация по благоустройству в целом, и по водоснабжению в частности, складывалась в предвоенный период плохая. И важно заметить, что предприятия, которые были слабо снабжены водой в годы войны будут работать, фактически, на нужды фронта, а на базе санаториев в этот период будут развернуты военные госпитали…
Кривошеева Полина Игоревна,
младший научный сотрудник
отдела истории и природы
Источники:
-
Кнопов М.Ш., Тарануха В.К. Санитарно-гигиеническое обеспечение войск и населения в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. (к 70-летию Великой Победы). – Гигиена и санитария, 2015.
-
Кротков Ф. Г. Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. — М.: Медгиз, 1955. – Т.ЗЗ.
-
Панин В.Ф., Сафонкин С.В., Чередникова В.И. Санитарно-эпидемиологическое обеспечение армии и тыла в годы Великой Отечественной войны. – ЗНиСО, 2018.
-
Беляев Е.Н., Селюнина С.В. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в годы Великой Отечественной войны. – ЗНиСО, 2015.
-
Документы архива города Геленджика:
Ф. 9, Оп. 1, Д. 1;
Ф. 9, Оп. 1, Д. 2;
Ф. 9, Оп. 1, Д. 3.
* Фотографии взяты из сети Интернет