Время работы: музей работает с 9.00-19.00

Выставка «Оживший камень» в ГВЗ - Gelendzhik Museum

  • Home
  • Выставка «Оживший камень» в ГВЗ
16 Янв

С 15 января 2023 года по 25 февраля 2024 года Городской выставочный зал приглашает жителей и гостей города познакомиться с выставкой самоцветной живописи «Оживший камень» Тамары Воробьёвой.

Тамара Воробьёва является одним из немногих художников, профессионально владеющих техникой создания «насыпной картины», которую разработал в 1973 году её отец (камнерез) Колесников Михаил Александрович.
Этим видом творчества Тамара наиболее активно занимается с 90-х годов.
Впечатление простоты получения декоративного изображения на плоскости обманчиво – необходима кропотливая и сосредоточенная работа. Для современных плакеток используется, как правило, каменная основа (в отличие от распространённых в массовой сувенирной продукции спилов дерева или фарфоровых тарелок), на поверхность которой наносится клеевой рисунок, формирующий цветное изображение из мелкодисперсных частиц различных минералов.
Тамара Воробьёва самоцветное сырьё готовит сама – дробит в ступке и просеивает через сито. Целью этого трудоёмкого, требующего физических усилий процесса является получение «рассыпчатой» палитры, выбор которой обусловлен образом, увиденным автором в абстрактном рисунке серо-зелёного офиокальцита, неяркого мрамора или зелёного серпентинита разной насыщенности.
Ассоциативно-образное мышление, органичное взаимодействие природных и рукотворных компонентов способствуют созданию в малом формате выразительных пейзажных зарисовок: зимнее утро с замёрзшими берёзами на фоне бледно-жёлтого неба, пасмурный вечер с графичными тёмными елями на фоне неба с полосчатым серым рисунком.
Динамичный стреловидный рисунок серо-белого мрамора подсказал песенный сюжет с затерявшимся в снежной степи одиноким ездоком в санях, а вихревой рисунок пятнисто-зелёного змеевика – трагический момент борьбы безжалостных волн и лодки под порванным парусом («Шторм»), тёмно-зелёный серпентинит сформировал адекватную среду обитания рогатого хозяина тайги («Лось»), а узорчатый, со струящимися светлыми прожилками, змеевик послужил фоном для растворяющейся в пространстве гор полулежащей, словно ящерица, длиннокосой девушки из уральских сказов («Хозяйка Медной горы»).
На выполненной по мотивам картины В. Тропинина плакетке чёрный глухой обсидиан помогает сконцентрировать внимание на освещённом мерцающим пламенем свечи девичьем лице.
Самоцветный камень подсказал и решение нестандартных настольных украшений. Под рукой мастера сероватый агат с рельефной зубчатой спиралью на поверхности превращается в сказочного полоза, а причудливый рисунок жёлто-коричневого оникса при помощи лёгких штрихов акриловой краски трансформируется, словно в волшебном калейдоскопе, в оригинальный двойной портрет А. Пушкина («Певец России»).
Возникшая у автора потребность в значительном увеличении формата повлекла изменение основы – вместо каменных пластин используется более лёгкий и доступный оргалит. Впервые этот приём был опробован в красивом панно, где в окружении белой тишины на жухло-зелёной, поблёскивающей кристалликами инея траве лежат бархатисто-коричневые яблоки (2004).
Ведущие позиции сохраняет пейзаж. Здесь иногда применяется классическое сочетание насыпного изображения и фоновой живописи маслом или акриловыми красками, например одинокое сухое дерево на фоне отражающегося в водной глади багрового заката или серебристая рябь студёной Онеги.
Своеобразные воспоминания о былых цивилизациях выполнены в строгой монохромной гамме серых и буро-коричневых тонов: руины античного портика на скалистом берегу, величественные древние мегалиты («Греческий пейзаж», «Говорящие камни»).
Дальнейшее развитие получает жанр анималистики. Эксперимент с пастелью предпринят при изображении смотрящего в небо обитателя ледового континента («Пингвин»). Эффектно выглядят панно со сплошным ковровым заполнением пространства. Автор с большим интересом и техническим мастерством воплощает в «самоцветной живописи» скрытую жизнь океанских глубин и экзотику южноамериканских тропиков, где среди орнаментированной листвы и гибких стволов мирно сосуществуют неуклюжий ленивец, нарядные попугаи и яркие насекомые.
Декоративные возможности техники «насыпной картинки» наглядно продемонстрированы в крупногабаритном вертикальном панно в стиле Ар-деко: фигура молодой женщины в голубом одеянии с поблёскивающим чёрным спиральным орнаментом на обнажённых спине и руке с замершей на тыльной стороне кисти перламутровой бабочкой («Ночной мотылёк»).

Авторские плакетки и панно могут служить как выразительным акцентом, так и организующей доминантой интерьера.
Произведения Тамары Воробьёвой (Чинченко) находятся в музейных коллекциях Екатеринбурга (музей изобразительных искусств, центр «Гамаюн»), в частных собраниях России и зарубежья (Италия, США, Япония и др.).

Ждём Вас по адресу: г. Геленджик, ул. Островского, 16
Выставочный зал работает: пн.-вс.: 10:00-19:00, чт.: 10:00-21:00
без перерыва и выходных
Сайт музея: www.gelmusey.ru
Телефон для справок: 8(86141)33298

Logo

О музее

Краткая информация

Подробнее

Связаться с нами

[bvi text="Версия для слабовидящих"]
Перейти к содержимому