Сорокин Алексей Владимирович,
научный сотрудник отдела
«Артиллерийская батарея № 714 капитана М.П. Челака»
Эскадренный миноносец
В реестр судов Черноморского флота 2 июля 1915 года был внесен эскадренный миноносец «Шаумян». Киль этого корабля был заложен 23 мая 1916 года на верфи «Наваль» в Николаеве. Однако строительство корабля не было завершено, и 17 марта 1918 года он был захвачен германскими войсками. Недостроенное судно в последствии попало в руки различных армий, включая УНР, ВСЮР и в итоге достаётся Красной Армии. В 1917 году 10 октября был спущен на воду. С 1923 по 1925 год он был завершен на Николаевской верфи и 10 декабря 1925 года был введён в строй.
Тактико-технические характеристики были следующие:
1. Водоизмещение судна 1326 т без загрузки и 1580 т при максимальной загрузке. В дальнейшем в ходе доработок и улучшений максимальный тоннаж составил 1760 тонн.
2. Длинна корабля составляла 93,26 м, ширина 9,07 м, осадка 3,2 м.
3. Двигатель судна – это две паровые турбины «Парсонс», пять котлов «Торникрофт» в трёх котельных отделениях. Мощность 29 000 лошадиных сил. Максимальная скорость хода составила 36,3 узлов. Один узел равен 1,852 км/ч, таким образом максимальная скорость корабля составила 67,23 км/ч. Максимальная дальность хода составила 2130 миль на 18 узлах скорости.
Экипаж корабля состоял из ста тридцати шести моряков, в том числе девяти офицеров.
Вооружение эсминца включало в себя: 4 орудия калибром 102 мм с боезапасом 600 снарядов, в 1920-х годах были установлены две зенитные установки Лендера калибром 76 мм, а с конца 1930-х ещё четыре пулемёта ДШК калибром 12,7. Кроме всего прочего, на корабле было установлено минно-торпедное вооружение, состоящее из четырёх торпедных аппаратов диаметром 457 мм с боезапасом 14 торпед образца 1910 года, а также восемьдесят мин образца 1908 года.
Одна из книг писателя П.В. Лихачёва «Эскадренные миноносцы типа «Новик» в ВМФ СССР 1920-1955 гг.», рассказывает о проведении испытаний нового вооружения на черноморской серии «Новик». Эсминец «Шаумян», входивший в состав этой серии, был использован для тестирования различных моделей артиллерийских систем на протяжении нескольких лет. В мае-июне 1936 года на «Шаумяне» была протестирована универсальная палубная 76,2-мм артиллерийская система 34-К, а в августе 1939 года – 76,2-мм башенная универсальная система 39-К.
В начале Великой Отечественной войны эсминец «Шаумян» активно участвовал в различных боевых операциях. Он был задействован в обороне Одессы, где активно принимал участие в минных постановках и сопровождении и прикрытии транспортных судов. С начала ноября 1941 года и до конца 1942 года корабль принимал участие в защите Севастополя, а также в Керченско-Феодосийской десантной операции. Очень заметным был подвиг «Шаумяна» во время этой операции, когда он смело высадил десант в порту Феодосии несмотря на значительные потери и интенсивный огонь противника. Кроме того, в январе 1942 года эсминец участвовал в высадке десанта в Судаке и демонстрационном десанте в Алуште.
«Шаумян» принимал участие в испытаниях новых образцов вооружения, совершал смелые высадки десанта, а его участие в обороне Севастополя и демонстрационных операциях было незаменимым. Таким образом, он проявил свою важность и прекрасную боевую подготовку во время военных действий.
К сожалению, судьба эскадренного миноносца «Шаумян» оказалась трагической: 3 апреля 1942 года он сел на мель у мыса Тонкий близ Рыбацкой бухты в районе Геленджика, где вражеская авиация нанесла ему критические повреждения. С этого момента о снятии его с мели речи не было. Корабль погиб. Стоит отметить, что произошло это буквально в нескольких сотнях метров от артиллерийской батареи №714 капитана Михаила Петровича Челака. В своих воспоминаниях батарейцы пишут, что они видели, как сел на мель большой эскадренный миноносец, который в итоге полностью разрушился под воздействием разрушительных штормов и немецкой авиации.
Орудия калибра 102 мм были сняты и использованы для создания береговой батареи № 464 в Анапе, а сам же миноносец «Шаумян» в итоге был исключен из состава ВМФ СССР 3 июня 1942 года.
На протяжении разных лет командование судном переходило от одного командира к другому. Первым командование принял Юмашев И. С. и управлял кораблем с ноября 1927 года по 1931 год. После него в 1932 году пришел Евдокимов П. А., затем с 1933 года командование принял Заяц А. И. В 1937 году руководство кораблем передаётся Жукову Е. Н., в 1938 году корабль перешёл под управление Ерошенко В. Н. С 22 июня по 17 ноября 1941 года капитаном был Валюх К. П., а с 17 ноября 1941 года командование принимает последний командир – капитан-лейтенант Фёдоров С.И. и командует по 3 апреля 1942 года.
Несмотря на свою трагическую гибель, эсминец «Шаумян» стал символом храбрости и самоотверженности бойцов, которые боролись до конца.
Эсминец «Шаумян», входивший в состав 1-го дивизиона, на протяжении всей своей службы демонстрировал свою мощь и силу.
После окончания Великой Отечественной войны останки судна были в значительной степени подняты и разобраны на металлические детали.
Однако нашего внимания заслуживает не только эскадренный миноносец «Шаумян», но и сам Степан Георгиевич Шаумян, в честь которого назван корабль.
Он родился 1 октября 1878 года и стал известным армянским революционером и политическим деятелем. Шаумян был одним из руководителей революционного движения на Кавказе, а также был журналистом, литературным критиком и членом РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия) с 1900 года.
Интересно, что Шаумян окончил Тифлисское реальное училище и был очень успешным учеником. В 1899 году он организовал первый марксистский кружок в Армении и стал одним из организаторов Союза армянских социал-демократов, который входил в состав РСДРП.
В 1900 году Степан Георгиевич Шаумян поступил в Рижский политехнический институт, однако был исключен в 1902 году за участие в революционном движении. После этого он эмигрировал в Германию, где продолжал свою политическую деятельность. Шаумян окончил философский факультет Берлинского университета, перевел на армянский язык несколько произведений Маркса, Энгельса и Ленина. Он был одним из руководителей Кавказского союзного комитета РСДРП и участвовал в создании Бакинской организации РСДРП(б).
После февральской революции 1917 года Шаумян стал председателем бакинского совета, хотя большевики составляли явное меньшинство. В октябре 1917 года он руководил 1-м съездом большевистских организаций Кавказа и предложил создать в Закавказье три территориальные национальные автономные области. Однако большинство делегатов не поддержало его предложение. В декабре Шаумян был назначен комиссаром по делам Кавказа.
С апреля 1918 года он стал председателем бакинского совета народных комиссаров и комиссаром по внешним делам. Он активно участвовал в различных боевых операциях во время Великой Отечественной войны.
Степан Георгиевич Шаумян был расстрелян 20 сентября 1918 года вместе с 25 другими бакинскими комиссарами на 207-й версте между станциями Ахча-Куйма и Перевал.
Источник материала:
Книга, 2006 Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. «Корабли минных дивизий».
Книга «Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда»» А. Н. Верстюк, С. Ю. Гордеев, 2006.
Работа «Лучшие эсминцы российского императорского флота. «Новики»» А. А. Чернышов, 2007.
А. Б. Широкорад книга «Советская корабельная артиллерия» (1995).
Книга «Десанты Великой Отечественной войны» М. Морозов, А. Платонов, В. Гончаров, 2008.
Книга Верстюк А. Н. и Гордеев С. Ю. «Корабли минных дивизий».